Страховая компания закрылась — как получить выплату по ОСАГО?
"Стерх", "Поволжский страховой альянс", "НАСКО", "Сибирский Спас"... Список страховых компаний, покинувших рынок, можно продолжать долго, и, к сожалению, он и дальше будет пополняться. При этом даже высокие оценки и благоприятные прогнозы рейтинговых агентств не могут гарантировать, что компания не закроется в один прекрасный момент.
В этой статье мы подробно расскажем, как действовать добросовестному страхователю, если он признан потерпевшим в ДТП, а его страховая компания обанкротилась или лишилась лицензии.
Компенсационные выплаты РСА — что это такое?
В случае ухода компании с рынка на защиту интересов страхователя встает Российский Союз Автостраховщиков (РСА) — объединение, членами которого являются все страховщики ОСАГО. Компании производят регулярные отчисления в РСА, за счет чего формируется резервный фонд, из которого и производятся так называемые компенсационные выплаты потерпевшим.
Компенсационные выплаты производятся в следующих случаях:
-
страховая компания виновника ДТП обанкротилась
-
страховая компания виновника ДТП лишена лицензии
При этом максимальная сумма выплат при причинении вреда имуществу составляет 400 тысяч рублей (по каждому потерпевшему).
Обратите внимание! Если в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, и у всех участников есть действующий полис ОСАГО, то потерпевший в рамках прямого возмещения убытков обращается в свою страховую компанию.
Какие документы нужны для получения компенсационной выплаты?
Потерпевший вместе с заявлением на получение компенсации (бланк есть на сайте РСА — autoins.ru) должен предоставить:
-
Паспорт заявителя (собственника или иного лица, представляющего его интересы по нотариальной доверенности);
-
ПТС/СТС на поврежденный автомобиль;
-
Договор купли-продажи, если авто не поставлено на учет на нового собственника;
-
Банковские реквизиты для перечисления выплаты;
-
Документ из компетентных органов (протокол, постановление или определение), если оформление ДТП проводилось сотрудниками ГИБДД;
-
Должным образом заполненный европротокол (Извещение о ДТП), если сотрудники ГИБДД в оформлении не участвовали;
-
Отчет независимой экспертизы — оценка размера ущерба (нужен только если потерпевший до обращения в РСА обращался в страховую компанию, и на момент обращения в РСА транспортное средство уже восстановлено, продано или утилизировано);
-
Договор с экспертной организацией об оказании услуг и квитанцию об оплате (для возмещения этих расходов)
Куда обращаться за возмещением?
В каждом регионе интересы РСА представляют уполномоченные на то страховые компании. Так, жители Ульяновской области могут обратиться в офис компании "МАКС" на улице Карла Маркса, д.13А/2 (БЦ "Мираж") или в АО "АльфаСтрахование" на Карла Либкнехта, 24/5а.
Полный перечень уполномоченных компаний по всем регионам РФ можно найти на сайте РСА — https://autoins.ru/kompensatsionnye-vyplaty/kuda-obrashchatsya-za-kompensatsionnoy-vyplatoy/
Подать заявление с полным пакетом документов можно лично, почтой или курьерской службой.
Сколько ждать?
Сроки рассмотрения заявления и урегулирования убытка установлены Правилами ОСАГО — это 20 календарных дней (не считаются праздничные выходные). Однако срок рассмотрения будет продлен, если заявитель предоставит неполный пакет документов или, скажем, направит почтой незаверенные копии документов. В данном случае потерпевшему будет направлен промежуточный отказ в возмещении.
Узнать статус выплатного дела можно все на том же сайте РСА в разделе — http://statuskv.autoins.ru/